ХОЛДИНГ. Что это? (часть 2)

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГА
 
Плюсы создания холдинга:
 
1.Решение о совершении крупной сделки между участниками холдинга принимает управляющий (директор) соответствующего участника холдинга.
 
2.Директор участника холдинга может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других участниках холдинга.
 
3.Участники холдинга имеют право формировать отпускные цены на продукцию, производимую ими и передаваемую иным участникам холдинга, без прибыли.
 
4.Участниками холдинга могут быть субъекты с различными режимами налогообложения.
 
5.Участник холдинга не отвечает по долгам управляющей компании (собственника), но управляющая компания отвечает солидарно с участником холдинга (собственника) по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение обязательных указаний управляющей компании (данное правило будет применяться, если управляющая компания (собственник) имеет 50 % + 1 % в отношении дочерней организации).
 
6.Организация, участник холдинга, может участвовать  в нескольких холдингах, в том числе с одной и той же управляющей компанией или собственником.
 
7.Если участниками холдинга являются унитарные предприятия, то  безвозмездная передача активов между ними не будет являться объектом обложения налогом на прибыль у получающей стороны и НДС - у передающей.
 
Минусы создания холдинга:
 
1.Каждый участник холдинга самостоятельно уплачивает все налоги (за исключением случаев, когда резидент признан представительством в целях налогообложения и других случаев, предусмотренных налоговым законодательством).
 
2.Если участниками холдинга являются ООО, ОДО, акционерные общества, то  безвозмездная передача активов между ними будет являться объектом обложения налогом на прибыль у получающей стороны и НДС - у передающей.
 
3.Отсутствие в белорусском законодательстве прямых льгот и преференций для участников холдинга.
 
4.Отсутствие правоприменительной практики деятельности холдингов в Беларуси.
 
5.Автоматическое попадание холдинга в поле зрения антимонопольного органа Республики Беларусь, который будет наделен дополнительными полномочиями в отношении порядка регулирования деятельности холдинга.
 
Обобщая и анализируя вышеизложенное, полагаем, что принятый Указ № 660 (далее – Указ) не в полной мере регулирует деятельность холдингов. Многие вопросы остались за бортом внимания законодателя.
 
Фактически, Указом определены только условия создания, стороны, права и обязанности участников холдинга. Но Указ концептуально не определил основных целей создания и деятельности холдингов, тех результатов, для достижения которых он создается, не урегулировал вопросы налогообложения, таможенного и иного законодательства. А отсутствие такого регулирования и судебной практики позволяет только теоретически проработать условия деятельности холдингов в Беларуси.
 
Таким образом, в перспективе, при условии принятия в Беларуси дополнительных нормативных документов, преимущества холдинговых компаний будет состоять в том, что холдинги:
 
- борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией (совместное лоббирование интересов, контроль за определенной долей рынка);
 
- имеют самодостаточную вертикально интегрированную систему от добычи сырья до выпуска готовой продукции (в процессе производства товаров нет надобности в привлечении 3-их лиц – посредников, повышается эффективность и сокращаются издержки производства);
 
- обладают объединенным производством, техническим опытом и научно-исследовательскими разработками и т.д.;
 
- перераспределяют средства с целью уравнивания доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других.
 
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГА
 
Плюсы создания холдинга:
 
1.Решение о совершении крупной сделки между участниками холдинга принимает управляющий (директор) соответствующего участника холдинга.
 
2.Директор участника холдинга может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других участниках холдинга.
 
3.Участники холдинга имеют право формировать отпускные цены на продукцию, производимую ими и передаваемую иным участникам холдинга, без прибыли.
 
4.Участниками холдинга могут быть субъекты с различными режимами налогообложения.
 
5.Участник холдинга не отвечает по долгам управляющей компании (собственника), но управляющая компания отвечает солидарно с участником холдинга (собственника) по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение обязательных указаний управляющей компании (данное правило будет применяться, если управляющая компания (собственник) имеет 50 % + 1 % в отношении дочерней организации).
 

Подробнее...

ХОЛДИНГ. Что это? (часть 1)

1.УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДАЦИИ ХОЛДИНГА
 
А. Холдинг – это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций или физическое лицо (не является участником  холдинга, но управляет им) оказывают влияние на решения, принимаемые участниками холдинга на основании владения 25% и более долей в уставном фонде (простых акций) либо обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия.
 
Холдинг не является юридическим лицом.
 
Таким образом, холдинг обладает следующими признаками:
•объединение только коммерческих организаций, т.к. если в роли управляющей компании выступает физическое лицо – собственник, то оно не входит в состав холдинга и осуществляет исключительно  управление таким объединением;
•участниками могут быть только хозяйственные общества, унитарные предприятия;
•управляющая компания (собственник) осуществляют управление участниками холдинга путем оказания влияние на принимаемые решения на основании:
- владения 25% и более процентами акций (долей в уставных фондах);
- обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия;
•имеется решение управляющей компании или собственника о создании холдинга;
•холдинг зарегистрирован и включен в Государственный реестр.
 
Стоит отметить, что у управляющей компании (собственника) нет обязанности принять решение о создании и зарегистрировать холдинг при наличии его существенных признаков.
Таким образом, регистрация холдинга является делом абсолютно добровольным.
 
Б.  Отграничение холдинга от схожих объединений.
 
1.Отличие холдинга от финансово-промышленной группы:
•Холдинг создается на основании решения управляющей компании (собственника), а ФПГ возникает на основании договора;
•В холдинг могут входить только унитарные предприятия и хозяйственные общества, а в ФПГ – любые юридические лица;
•Участники холдинга могут участвовать одновременно в нескольких холдингах, а участники ФПГ могут быть участниками только одной ФПГ;
•От имени холдинга выступает управляющая компания (собственник), а управление в ФПГ осуществляется советом управляющих.
 
2. Отличие холдинга от хозяйственной группы:
•холдинг является разновидностью хозяйственной группы, но законодательство о хозяйственных группах не может применяться к холдингам без специального указания в нормативных правовых актах.
 
3. Отличие холдинга от банковского холдинга:
•Банковский холдинг существует с целью надлежащего банковского надзора.
 
В.  Участники холдинга.
 
В роли управляющей компании может выступать:
физическое лицо (не является участником холдинга, но участвует в управлении организаций, являющихся участниками холдинга).
коммерческая организация в виде хозяйственного общества либо унитарного предприятия.
 
В состав холдинга могут входить как белорусские субъекты хозяйствования, так и иностранные предприятия только в форме ООО, ОДО, акционерных обществ и унитарных предприятий.
 
В состав участников холдинга не могут входить:
 
•организации,  которые могут каким-либо образом осуществлять управление управляющей организацией (собственником): в силу договора доверительного управления имуществом, доверенности, косвенного владения пакетами акций (долями в уставном фонде) через третьих лиц.
•дочерние организации второго уровня, т.е. организации, на решения которых оказывают влияние дочерние организация самого холдинга.
•нерезиденты, зарегистрированных в государствах, с которыми у Беларуси отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам.
 
Организация, участник холдинга, может участвовать  в нескольких холдингах, в том числе с одной и той же управляющей компанией или собственником.
 
 
Г.  Процедуры создания холдинга:
 
1.Получение согласия антимонопольного органа.
2.Регистрация холдинга в Министерстве экономики Беларуси (пошлина за регистрацию не взимается). Носит формальный характер, т.к. в регистрации холдинга может быть отказано только при неполучении согласия антимонопольного органа.
3. Внесение изменения в наименование управляющей компании холдинга.
В течение  1 месяца со дня регистрации холдинга управляющая компания должна включить в свое фирменное наименование слова "управляющая компания холдинга" и внести соответствующие изменения в учредительные документы.
До государственной регистрации изменений и (или) дополнений, связанных с изменением фирменного наименования, новое фирменное наименование необходимо согласовать в регистрирующем органе.
Также в устав управляющей компании необходимо включить положения о ведении консолидированного учета и отчетности холдинга, обязанности соблюдения конфиденциальности полученной от дочерних компаний холдинга информации. Срок для внесения соответствующих изменений в устав управляющей компании не установлен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ПЛЮСЫ, МИНУСЫ СОЗДАНИЯ  ХОЛДИНГА
 
Плюсы создания холдинга:
 
1.Решение о совершении крупной сделки между участниками холдинга принимает управляющий (директор) соответствующего участника холдинга.
2.Директор участника холдинга может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других участниках холдинга.
3.Участники холдинга имеют право формировать отпускные цены на продукцию, производимую ими и передаваемую иным участникам холдинга, без прибыли.
4.Участниками холдинга могут быть субъекты с различными режимами налогообложения.
5.Участник холдинга не отвечает по долгам управляющей компании (собственника), но управляющая компания отвечает солидарно с участником холдинга (собственника) по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение обязательных указаний управляющей компании (данное правило будет применяться, если управляющая компания (собственник) имеет 50 % + 1 % в отношении дочерней организации).
6.Организация, участник холдинга, может участвовать  в нескольких холдингах, в том числе с одной и той же управляющей компанией или собственником.
7.Если участниками холдинга являются унитарные предприятия, то  безвозмездная передача активов между ними не будет являться объектом обложения налогом на прибыль у получающей стороны и НДС - у передающей.
 
Минусы создания холдинга:
 
1.Каждый участник холдинга самостоятельно уплачивает все налоги (за исключением случаев, когда резидент признан представительством в целях налогообложения и других случаев, предусмотренных налоговым законодательством).
2.Если участниками холдинга являются ООО, ОДО, акционерные общества, то  безвозмездная передача активов между ними будет являться объектом обложения налогом на прибыль у получающей стороны и НДС - у передающей.
3.Отсутствие в белорусском законодательстве прямых льгот и преференций для участников холдинга.
4.Отсутствие правоприменительной практики деятельности холдингов в Беларуси.
5.Автоматическое попадание холдинга в поле зрения антимонопольного органа Республики Беларусь, который будет наделен дополнительными полномочиями в отношении порядка регулирования деятельности холдинга.
Обобщая и анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что принятый Указ № 660 (далее – Указ)  является недоработанным. Многие вопросы остались за бортом внимания законодателя.
Фактически, Указом определены только условия создания, стороны, права и обязанности участников холдинга. Но Указ концептуально не определил основных целей создания и деятельности холдингов, тех результатов, для достижения которых он создается, не урегулировал вопросы налогообложения, таможенного и иного законодательства. А отсутствие такого регулирования и судебной практики позволяет только теоретически проработать условия деятельности холдингов в Беларуси.
Таким образом, в перспективе, при условии принятия в Беларуси дополнительных нормативных документов, преимущества холдинговых компаний будет состоять в том, что холдинги:
борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией (совместное лоббирование интересов, контроль за определенной долей рынка);
 имеют самодостаточную вертикально интегрированную систему от добычи сырья до выпуска готовой продукции (в процессе производства товаров нет надобности в привлечении 3-их лиц – посредников, повышается эффективность и сокращаются издержки производства);
обладают объединенным производством, техническим опытом и научно-исследовательскими разработками и т.д.;
перераспределяют средства с целью уравнивания доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других.
 
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДАЦИИ ХОЛДИНГА
 
*
Президентом Республики Беларусь 28 декабря 2009 г. пописан Указ № 660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь".
 
1. Холдинг – это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций или физическое лицо (не является участником  холдинга, но управляет им) оказывают влияние на решения, принимаемые участниками холдинга на основании владения 25% и более долей в уставном фонде (простых акций) либо обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия.
*
Холдинг не является юридическим лицом.
*

Подробнее...

Регулирование деятельности по осуществлению общественного питания в Республике Беларусь. Часть 3.3. Отдельные вопросы законодательного регулирования деятельности объектов общественного питания

Требования технических нормативных правовых актов.
Существует более 30 технических нормативных правовых актов (СТБ, ГОСТ, СанПиН и т.д.) содержащих самые разные требования к организации объектов общественного питания (от требований к одежде поваров и инвентарю до требований к строительству объектов общественного питания). Наименования основных технических правовых актов приведены в прилагаемом перечне нормативных правовых актов, регулирующих деятельность объектов общественного питания.

Подробнее...

Регулирование деятельности по осуществлению общественного питания в Республике Беларусь. Часть 3.2. Отдельные вопросы законодательного регулирования деятельности объектов общественного питания

Налогообложение
Предприятие общественного питания являются плательщиком следующих республиканских налогов и сборов: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, НДС, налог на прибыль, экологический налог, земельного налога, налог на недвижимость.

Подробнее...

Регулирование деятельности по осуществлению общественного питания в Республике Беларусь. Часть 3.1. Отдельные вопросы законодательного регулирования деятельности объектов общественного питания

Нормативно-правовая база, регулирующая осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению услуг общественного питания, составляет более 90 нормативных актов различной юридической силы. Общее количество печатного текста нормативных документов составляет более 1 500 страниц.  Перечень основных нормативных правовых актов (в том числе, технических).
Остановимся на наиболее значимых блоках такого регулирования.

Подробнее...